Гениально или нет?

Недавно прочитал два поста на Фейсбуке.

Первый пост с утверждением, что Пелевин – гений (и Тарантино тоже), вызвал у меня желание написать свои соображения об этом. Но я дал себе по рукам, это я умею, и промолчал))) Но сегодня увидел еще один пост с той же мыслью. И удержаться уже не могу))))

Я не критикую, не спорю. Исключительно мое мнение и пара-тройка личных историй.

Когда я учился в школе, то увлекался музыкой, как и многие мои одноклассники. И вот один мой хороший приятель спросил, слушаю ли я Гребенщикова? Я ответил, что нет, и он предложил мне взять у него несколько кассет.

Про Гребенщикова я к тому времени знал только то, что он участвовал в программе «Музыкальный ринг» (была такая по телевизору); там он исполнил песню, в которой были такие слова: «Принесите меня к реке, положите меня в воду»… ну или что-то в этом роде.

И один из присутствующих задал ему вопрос:

– А что было бы, если бы вас действительно принесли к реке и положили в воду?

На что Гребенщиков ответил:

– Если бы это была та река и та вода, то…. (а дальше я не помню).

В общем, группа «Аквариум», о которой я тогда услышал впервые, меня не впечатлила.

И вот, по совету моего приятеля, я послушал несколько альбомов, после чего спросил: «А что в этом интеллектуального?»

Дело в том, что о БГ этот мой приятель отзывался именно как об интеллектуале, и даже как о гении. А я слушал и никак не мог врубиться: это что ли фраза «Иван Бодхидхарма движется с юга на крыльях весны» гениальная? Ну типа Иван – это наш, российский, Бодхидхарма – это восточный мудрец, и вот мы типа их соединили в одно лицо и получилось круто?

Или гениальность в чем-то другом?

Я человек занудный и рефлексирующий, но не загоняюсь, поэтому немного с этим пожил да и забыл.

В следующий раз я вернулся к этой мысли через несколько лет, когда читал книгу про Виктора Цоя. Вышла такая книга, где люди, близко его знавшие, делились воспоминаниями о нем.

В числе прочих там были воспоминания Александра Титова. Это бас-гитарист «Аквариума», который некоторое время работал с Цоем. И вот Титов написал так (передаю так, как запомнил):

«Некоторое время мне приходилось совмещать работу в «Аквариуме» и «Кино», но пришло время, и нужно было сделать выбор: там или там. Выбор был сложным. Я выбрал «Аквариум». В дальнейшем Цой по популярности стал круче Гребенщикова, и, возможно, я сделал неправильный выбор, но тогда я открывал в текстах Боба (Боб – это Гребенщиков) бездны».

Я опять задумался над тем, что мне, вероятно, не дано эти бездны постичь. Вспомнил Ивана Бодхидхарму. На этот раз рефлексировал недолго, почти сразу забыл. Ну не дано – так не дано!

Далее немного о Тарантино. Пошел я как-то в кино. Пошел на что придется. В кинотеатре шел фильм «Бешеные псы». Прошло минут 5 после начала сеанса, и тут я наблюдаю, как люди стали потихоньку вставать и выходить. Один, два, десять. Вскоре отправился к выходу и я. Помню, билетерша тогда сказала: «По этому билету вы можете прийти на другой сеанс».

Ну типа она осознает, что фильм так себе, но деньги вернуть не получится, поэтому бракованный товар можно заменить на другой.

Один из моих приятелей большой поклонник творчества Тарантино, и я спросил у него: а в чем изюм? Он мне сказал так: «Ну это же круто! Люди идут убивать и жрут гамбургеры!»

В общем, Тарантино для меня остался тоже недосягаем.

А потом случилось так, что Отар Кушанашвили, известный в те времена своими, скажем так, импульсивным поведением и резкими высказываниями, сказал фразу, которая была мне как бальзам на душу.

Дело было так. Отар где-то когда-то нехорошо высказался о Пугачевой, после чего его избили и побрили наголо. После не значит вследствие, поэтому одни утверждали, что между этими событиями связь есть, другие – что нет, но конкретных доказательств не было.

И вот спустя время у Отара берут интервью и в числе прочего задают такой вопрос:

– Ну вот после того, как это случилось, продолжите ли вы резко высказываться об артистах или будете поспокойнее?

И вот он, бальзам:

– Ну как… Я как отзывался отрицательно о Гребенщикове, так и буду отзываться, потому что это человек, который описывает диктофон, кружку и ложку, лежащие на столе, а в конце умозаключение: «Сестра, где ты была, когда я проливал кровь?»

В общем, я тогда подумал, что даже если бездны Боба для меня недостижимы, то нас с Отаром как минимум двое))))

Ну и собственно к Пелевину. Я прочитал у него одну книгу целиком (эта та книга, где запустили луноход, а в луноходе был космонавт, который крутил педали, и типа он должен был там и остаться. Названия не помню, давно дело было, лет 20 назад), а еще одну читать начал и… в общем, вышел из кинотеатра. По мне – так бред редкостный.

Но больше всего мне не понравилась обсценная лексика. Когда человек, зная, что это в принципе не допускается, тем не менее ее использует, причем не где-то там в своем узком кругу, а на страницах написанных им книг, – ну это как бы не есть хорошо. А если человек это делает напоказ, бравирует этим, – это признак некоторых отклонений. Если коротко, то так: мне долго запрещали, но теперь я МОГУ!!! И я сейчас вам всем покажу и докажу, как я могу!!!

Хотя… гений и отклонения – они же рядом ходят.

В общем, не тянут на гениев ни Тарантино, ни Пелевин, ни Гребенщиков.

Но!!! И это важно!!! Это сугубо мое мнение.

А вот теперь объективный вопрос: а есть критерии, по которым можно делить людей на гениев и не гениев?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *